О значении понятий «вогулы» и «остяки» в документах XVI–XVII вв.
Автор: Гаяз Хамитович Самигулов
Учёная степень: кандидат исторических наук
Место работы: Южно-Уральский государственный университет
Должность: старший научный сотрудник
Источник финансирования: Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 24-18-20055, https://rscf.ru/project/24-18-20055/
Аннотация: Существует устоявшаяся традиция интерпретации понятий «вогулы» и «остяки» как этнонимов, жёстко привязанных к угорскому населению. Проведённое исследование использования этих понятий в документах XVI–XVII вв. показывает, что эта версия ошибочна. Понятия «вогулы» и «остяки» исходно выступали как ситуативные обозначения, не привязанные к языковым или «этническим» группам. Причиной возникновения жёсткой смысловой связки этих понятий и угров стало их длительное использование в качестве номинаций групп населения, сформировавших позднее народы манси и ханты. При этом опускается как малозначительный тот факт, что этими же понятиями называли население, не имевшее к уграм никакого отношения. Более того, некоторые группы населения XVI–XVII вв. интерпретируют как «отюркоязыченных угров», отталкиваясь от обозначения их в документах как «остяков».
Ключевые слова: значение, население, понятие, тюрки, угры, Сибирь, Урал
Опубликовано: Российская история. 2025. № 5.
Title: Towards the meaning of the concepts "Voguls" and "Ostyaks" in documents of the 16th–17th centuries
Author: Gayaz Samigulov
Job: South Ural State University, Chelyabinsk
Abstract: There is a strong tradition of interpreting the concepts of "Voguls" and "Ostyaks" as ethnonyms strictly tied to the Ugric population. The conducted study on the use of these concepts in documents of the 16th–17th centuries AD shows that this version is erroneous. The concepts of "Voguls" and "Ostyaks" initially were the situational designations, not tied to linguistic or "ethnic" groups. The reason for the emergence of a rigid semantic link between these concepts and the Ugrians was their long-term use to designate population groups which later formed the Mansi and Khanty peoples. At the same time, the fact that these same concepts were used to designate a population that had no relation to the Ugrians is omitted as insignificant. Moreover, some population groups of the 16th-17th centuries are interpreted as "Turkic-speaking Ugrians", based on their designation in documents as "Ostyaks".
Key words: meaning, population, concept, Turks, Ugrians, Siberia, Urals
Литература:
Азнабаев Б.А. Башкирское общество в XVII – первой трети XVIII в. Уфа, 2016.
Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. I. СПб., 1841.
Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. II. СПб., 1841.
Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. III: 1613–1645. СПб., 1841.
Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. Т. III. СПб., 1836.
Бахрушин С.В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI и XVII вв. // Научные труды. Т. III. Ч. 2. М., 1955. С. 86–152.
Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт ея первых насельников. Харьков, 1889.
Дмитриев А. Житие св. Трифона Вятского как источник сведений о Перми Великой XVI века // Труды Пермской учёно-архивной комиссии. Вып. II. Пермь, 1893. С. 20–40.
Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960.
Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. I. СПб., 1846.
Епифаний Премудрый. Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа (URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10091).
История Югры в древних актах. Ханты-Мансийск, 2018.
Исхаков Д.М. К вопросу об «остяцком» компоненте пермских татар и его связи с носителями Сылвенской культуры // Проблемы средневековой археологии Урала и Поволжья. Уфа, 1986. С. 114–121.
Маслюженко Д.Н., Самигулов Г.Х. Понятие «иштэк»/«остяк» как соционим (Урал и зауральские уезды конца XVI – XVII вв.) // Иштяки: приуральско-сибирское пограничье. Казань, 2019. С. 45–60.
Мельничук А.Ф., Третьяков Д.В. Загадочные иньвенские, обвинские, очёрские «остяки», «вогулы» и «татары» в позднесредневековых источниках Приуралья и их место в изучении истории Пермского края // XV Бадеровские чтения по археологии Урала и Поволжья. Материалы всероссийской научно-практической конференции (Пермь, 9–12 февраля 2016 г.). Пермь, 2016. С. 198–202.
Мельничук А.Ф., Чагин Г.А. Современное состояние «Угорской» концепции в свете письменных и ономастических источников Пермского края // Вестник Пермского университета. Вып. 2. 2010. С. 140–152.
Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. I. Изд. 2. М., 1999.
Напольских В.В. Введение в историческую уралистику. Ижевск, 1997.
Пекарский П.П. Когда и для чего основаны города Уфа и Самара / Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. X. 1872. № 5.
Плигузов А.И. Текст-кентавр о сибирских самоедах. М., 1993.
ПСРЛ / Полное собрание русских летописей. Т. XI. СПб., 1897.
ПСРЛ / Полное собрание русских летописей. Т. XXVI. М.; Л., 1959.
Рамазанова Д.Б. Западноприуральский ареал татарского диалектного языка (URL: http://atlas.antat.ru/upload/ramazanova/voprosi_dialektologii.pdf).
Самигулов Г.Х. Тюркские волости Верхотурского уезда XVII века // Научный диалог. 2017. № 1. С. 183–203.
Самигулов Г.Х. Этнические и сословные номинации на Урале XVII века // XI Конгресс антропологов и этнологов. Сборник материалов. М.; Екатеринбург, 2015.
Сибирские летописи. СПб., 1907.
Трепавлов В.В. Ногаи в Башкирии, XV–XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения. Уфа, 1997.
