Крутицкий митрополит Геласий (1586–1601 гг.) и русская церковная элита в ранее Новое время
DOI: 10.31857/S2949124X25020165
EDN: DRETST
Автор: Андрей Сергеевич Усачёв
Учёная степень: доктор исторических наук
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный институт международных отношений
Должность: профессор
Источник финансирования: нет
Аннотация: Статья посвящена биографии значимого руководителя Русской церкви XVI в. крутицкого митрополита Геласия (1586–1601). Показано, что он являлся выходцем из суздальского Спасо-Евфимьева монастыря, учеником его настоятеля Иова, который в 1585 – ок. 1592 гг. занимал Суздальскую кафедру. Установлено, что при его поддержке Геласий до поставления на Крутицкую (Сарскую и Подонскую) кафедру возглавлял шуйский Никольский Шартомский и московский Симонов монастыри. На полтора десятилетия став главным помощником патриарха Иова, Геласий тем не менее так и не стал «москвичом», сохранив личную связь исключительно с «малой родиной» – с Суздальским краем. Работа основана на материале неизвестной в историографии духовной грамоты Геласия, а также иных источников (актов, записей на книгах и др.).
Ключевые слова: История России, история Церкви, XVI век, церковная иерархия, епископат, Освященный собор, крутицкий митрополит Геласий (1586–1601), Спасо-Евфимьев монастырь, Никольский Шартромский монастырь.
Опубликовано: Российская история. 2025. № 2.
Title: Metropolitan Gelasius of Krutitsy (1586–1601) and the Russian Church elite in the Early Modern Period
Author: Andrey S. Usachev
Job: Russian State University for the Humanities, Moscow; Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), Russia
Abstract: The article is devoted to the biography of the significant leader of the Russian Church of the 16th century, the Krutitskiy metropolitan Gelasius (1586-1601). It is shown that he came from the Suzdal Spaso-Evfimiev Monastery, a disciple of its abbot Job (in 1585 – c. 1592 – the Archbishop of Suzdal). It has been established that with his support Gelasius, before being appointed to the Krutitsky (Sarsky and Podonsky) Diocese, headed the Shuisky Nikolsky Shartomsky and Moscow Simonov monasteries. Having become patriarch Iov's chief assistant for 15 years, Gelasius nevertheless never became a "Muscovite", retaining a personal connection exclusively with his "small homeland" – the Suzdal region. The work is based on the material of Gelasiusthe will (duhovnaya gramota), unknown in historiography, as well as other sources (documents, book entries, etc.).
Key words: Russian History, Church history, 16th century, Church Hierarchy, Episcopate, Church Council, Metropolitan Gelasy of Krutitsy (1586-1601), Spaso-Evfimiev Monastery, Nikolsky Chartrom Monastery.
Литература:
Адрианова-Перетц В.П. Материалы для истории цен на книги в Древней Руси XVI–XVIII вв. СПб., 1912.
Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1841.
Акты Покровского суздальского девичьего монастыря XVI – начала XVII века / Сост. А.В. Антонов, А.В. Маштафаров. М., 2019.
Акты Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря, 1506–1608 гг. / Сост. С.Н. Кистерев, Л.А. Тимошина. М., 1998.
Акты феодального землевладения и хозяйства. Акты московского Симонова монастыря (1506–1613 гг.). Л., 1983.
Алексеев А.И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) // Вестник церковной истории. 2010. № 3/4. С. 17–117.
Алексеев А.И. «Лествица духовных властей» митрополита Макария // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 38. СПб., 2019. С. 255–264.
Антонов А.В. Поручные записи 1527–1571 годов // Русский дипломатарий. Вып. 10. M., 2004. С. 8–79.
Башнин Н.В. Митрополит Иона (Думин): книжник и политик // Российская история. 2021. № 5. С. 48–60.
Белякова Е.В. К вопросу о статусе епископата в Русской Церкви XVI в. // Российская история. 2021. № 5. С. 19–31.
Беркович В.А., Егоров К.А. Белокаменные надгробия и саркофаги Крутицкого подворья. Каталог. М., 2021.
Борисов В.А. Собрание трудов и материалов. Т. 1. Иваново, 2002.
Борисов В.А. Собрание трудов и материалов. Т. 3. Иваново, 2005.
Бутрин Е.С. Вотчины Николо-Шартомского монастыря в XV–XVII вв. // Костромской край и сопредельные территории в древности, Средневековье и в Новое время. Научные труды участников межрегиональной научной конференции, к 110-летию со дня рождения П.Н. Третьякова (Кострома, 4 декабря 2019 г.). Кострома, 2019. С. 102–110.
Бутрин Е.С. Вотчинное хозяйство Николо-Шартомского монастыря в ΧVII веке // Палеороссия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2022. № 3(19). С. 61–76.
Бутрин Е.С., Захаров С.Ю. Документы Николо-Шартомского монастыря: утраченный архив XVII–XIX вв. и его реконструкция // Отечественные архивы. 2020. № 4. С. 50–60.
Вкладная и кормовая книга Московского Симонова монастыря / Подгот. к печати А.И. Алексеев // Вестник церковной истории. 2006. № 3. С. 5–184.
Владимирский сборник. М., 1857.
Давиденко Д.Г. Монастыри-архимандритии в городах Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в XIV–XV вв. // Средневековая Русь. Вып. 10. М., 2012. С. 248–331.
Емченко Е.Б. Стоглав: исследование и текст. М., 2000.
Каталог древнерусских грамот, хранящихся в Отделе рукописей Российской государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Вып. 1–2: 1269–1612 гг. / Сост. Г.П. Енин. СПб., 1992.
Каталог славяно-русских рукописных книг XVI века, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов. Вып. 2. М., 2014.
Кобрин В.Б. Генеалогия и антропонимика (по русским материалам XV–XVI вв.) // Кобрин В.Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимия: избранные труды. М., 2008. С. 169–198.
Корогодина М.В. Кормчие книги XIV – первой половины XVII века. Т. 2. М.; СПб., 2017.
Косаткин В.В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов. Ч. 1. Владимир, 1906.
Леонид (Кавелин), архим. Церковно-историческое исследование о древней области вятичей, входившей с начала XV и до конца XVIII столетия в состав Крутицкой и частию Суздальской епархии // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1862. Кн. 2. С. I–VIII, 1–156.
Лихачёв Н.П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках. Вып. 1. СПб., 1895.
Макарий (Веретенников). Геласий // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 543–544.
Маштафанов А.В. Суздальский владычный дом в документах XVI – начала XVII в. // Русский дипломатарий. Вып. 5. М., 1999. С. 75–94.
Недешев С.И. Краткое описание рукописей церковно-исторического древлехранилища при братстве святого благоверного великого князя Александра Невского. Вып. 1. Владимир, 1906.
Приходо-расходные книги Соловецкого монастыря 1571–1600 гг. / Сост. Е.Б. Французова. М.; СПб., 2013.
Савич А.А. Соловецкая вотчина XV–XVII веков. Опыт изучения хозяйства и социальных отношений на крайнем Русском Севере в Древней Руси. Пермь, 1927.
Сарайская и Крутицкая епархия. Материалы, собранные священником Н.А. Соловьёвым // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1894. Кн. 3. C. 1–226.
Сборник императорского Российского исторического общества. Т. 71. СПб., 1892.
Сергеев А.Г. Библиотека Корнильево-Комельского монастыря: проблемы реконструкции // Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь. СПб., 2008. С. 477–492.
Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Ч. 1. М., 1813.
Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Ч. 2. М., 1819.
Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877.
Ульяновский В.И. «Священство» и «царство» в начале Смуты. Московские патриархи, российские монастыри, духовенство. М.; СПб., 2021.
Усачёв А.С. Почему закончилась «волоколамская гегемония» в Русской церкви XVI в.? // Российская история. 2017. № 5. С. 97–113.
Усачёв А.С. Вологодский епископ Антоний и Русская Церковь в период борьбы за власть при дворе в середине 1580-х гг. // Российская история. 2018. № 6. С. 136–146.
Усачёв А.С. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. Т. 1. М.; СПб., 2018.
Усачёв А.С. Книгописание в России XVI века: по материалам датированных выходных записей. Т. 2. М.; СПб., 2018.
Усачёв А.С. Рязанский епископ Иона (1522–1547) и церковная элита в России XVI в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2022. № 2(88). С. 60–75.
Усачёв А.С. Патриарх Иов и русские архиереи последней четверти XVI – начала XVII в. // Российская история. 2023. № 4. С. 39–55.
Усачёв А.С. Духовная грамота крутицкого митрополита Геласия (1601 г.) // Вестник архивиста. 2025 (в печати).
Ушаков Н.Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. Владимир, 1913.
Dykstra T.E. Russian Monastic Culture: «Josephism» and the Iosifo-Volokolamsk Monastery, 1479–1607. München, 2006.
Usachev A.S. Principles of Staffing the Church Elite in Russia in the 16th Century: The Episcopate // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2022. Vol. 92. Suppl. 10. P. S991–S998.
Wójtowicz M. Древнерусская антропонимия XIV–XV вв.: Северо-Восточная Русь. Poznań, 1986.