Архиепископ Вассиан (Санин) и Василий III: Русская Церковь и великокняжеская власть в начале XVI в.

DOI: 10.31857/S2949124X25020151

EDN: DRAHHH

Автор: Александр Александрович Казаков 

Учёная степень: кандидат исторических наук

Место работы: Институт российской истории РАН

Должность: научный сотрудник

Источник финансирования: нет

Аннотация: Статья посвящена проблемам взаимоотношений между Церковью и великокняжеской властью в Московском государстве начала XVI в. Автор сосредотачивает внимание на фигуре Вассиана Санина, архиепископа Ростовского (на кафедре в 1506–1515 гг.). Сквозь призму его деятельности рассматриваются процессы внутрицерковной жизни и их влияние на отношения с верховной властью.  

Ключевые слова: Русская Церковь начала XVI в., ересь «жидовствующих», Иосифо-Волоколамский монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь, Ростовская кафедра, Василий III, Вассиан (Санин), Церковь и государство в Московской Руси. 

Опубликовано: Российская история. 2025. № 2.

 

Title:Archbishop Vassian (Saninand Vasiliy III: Russian Church and Grand Prince’s power in early 16th c. 

Author: Alexander Kazakov

Job: Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences

Abstract: The paper is devoted to study the problems of relationship between Church and Grand Prince’s power in Muscovy of early 16th c.  The author focuses his attention on a person of Vassian Sanin, archbishop of Rostov (on the chair on 1506–1515). Through the prism of his activities is studied the inner Church processes and their influence on relationship with the supreme power. 

 

Key words: Russian Church in early 16th, heresy of “judaizers”, Iosifo-Volokolamskiy monastery, Kirillo-Belozerskiy monastery, Rostov archbishop’s chair, Vasiliy the Third, Vassian (Sanin), Church and state in Muscovy. 

 

Литература:

Алексеев А.И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI в.: стригольники и жидовствующие. М., 2012.

Анхимюк Ю.В. Слово на «Списание Иосифа» – памятник раннего нестяжательства // Записки Отдела рукописей Государственной библиотеки им. Ленина. Вып. 49. М., 1990. С. 115–146.

Бегунов Ю.К. Соборные приговоры как источник по истории новгородско-московской ереси // ТОДРЛ. Т. XIII. М.; Л., 1957. С. 214–224.

Бегунов Ю.К. «Слово иное» – новонайденное произведение русской публицистики XVI в. о борьбе Ивана III с землевладением церкви // ТОДРЛ. Т. XX. М.; Л., 1962. С. 351–364. 

Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1900. 

Дергачев В.В. Родословие Дионисия Иконника // Памятники культуры. Новые открытия. 1988. М., 1989. С. 210–225.

Жмакин В.И. Памятник русской противокатолической полемики XVI века // Журнал министерства народного просвещения. 1880. Т. CCXI. Отд. 2. С. 319–332.

Зимин А.А. Краткие летописцы XVXVI вв. // Исторический архив. [Вып.] V. М.; Л., 1950. С. 3–39.

Зимин А.А. События 1499 г. и борьба политических группировок при дворе Ивана III // Новое о прошлом нашей страны. Памяти академика М.Н. Тихомирова. М., 1967. С. 91–103.

Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XVXVI в.). М., 1977.

Казаков А.А. Иосиф Волоцкий, «конец времен» и ересь «жидовствующих»: о некоторых свидетельствах Досифея Топоркова // Novogardia. 2019. № 1. С. 119–125.

Казаков А.А. Полемика с иосифлянами в Житии Серапиона, архиепископа Новгородского // Slověne. Т. 9. 2020. № 1. С. 135–152.

Казаков А.А. Летописчик белозерского старца Германа Подольного: хронологический аспект // История и культура Ростовской земли 2022. Ростов, 2023. С. 70–75.

Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М.; Л., 1955.

Каштанов С.М. Социально-политическая история России конца XV – первой половины XVI в. М., 1967.

Кистерёв С.Н. Лабиринты Ефросина Белозерского. М.; СПб., 2012.

Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960.

Макарий (Веретенников), архим. Вассиан II // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 262–263.

Манохин А.А. «Новгородские злые ереси» конца XV в. М., 2023.

Назаров В.Д. К истории церковных соборов и идейно-политической борьбы в России первой половины XVI в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 187–207.

Никольский К.Т. Анафематствование (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста. СПб., 1879.

Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625). СПб., 2006. Т. II.

Сазонов С.В. Еще один центр распространения ереси «жидовствующих» // История и культура Ростовской земли. 1991. Ростов, 1991. С. 15–17.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877.

Тихомиров М.Н. Краткие заметки о летописных произведениях в рукописных собраниях Москвы. М. 1962. 

Турилов А.А. Гурий // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 482–483. 

Усачёв А.С. «Старость глубокая» в XIVXVI вв.: демографические реалии и их восприятие современниками (на материале письменных источников) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2014. № 1. С. 58–68.

Усачёв А.С. Почему закончилась «волоколамская гегемония» в Русской Церкви XVI в.? // Российская история. 2017. № 5. С. 97–113. 

Флоря Б.Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России XVIXVII вв. // Одиссей. Человек в истории. 1992. М., 1994. С. 204–214. 

Хрущов И.П. Исследования о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого. СПб., 1868.