Драматическая цензура в годы Первой мировой войны
DOI: 10.31857/S2949124X25010089
EDN: AITFTW
Автор: Игорь Константинович Богомолов
Учёная степень: кандидат исторических наук
Место работы: Институт научной информации по общественным наукам РАН
Должность: старший научный сотрудник
Источник финансирования: нет
Аннотация: В статье рассматривается деятельность цензуры драматических произведений в Российской империи в годы Первой мировой войны. Рассмотрены особенности работы драматической цензуры в 1914 — феврале 1917 гг., ее структура, кадровый состав. В годы войны изменилось как количество, так и тематика подаваемых в цензуру пьес. Основываясь как на предписаниях руководства, так и на собственных представлениях и взглядах, цензоры не допускали к постановке многие сюжеты: ужасы войны, критика союзников, высмеивание монарших особ (включая монархов враждебных России государств), выставление в «неподобающем» виде русских офицеров и солдат, антивоенные настроения в тылу. Со временем прибавились также и многие внутриполитические сюжеты, например — негласный запрет изображать на сцене Г. Распутина. Хотя формально драматическая цензура существовала только в столице, фактически цензорами могли быть и местные власти, прежде всего — губернаторы и полицмейстеры, которые своими распоряжениями могли запретить любые постановки. Сохранялись застарелые довоенные проблемы: противоречивые решения цензоров, их высокая загрузка, дефицит кадров. Главное управление по делам печати стремилось решить эти проблемы, однако до Февральской революции качественно изменить ситуацию таки не удалось.
Ключевые слова: драматическая цензура, театральная цензура, Главное управление по делам печати, военная цензура, Центральный комитет цензуры иностранной, Г. Распутин
Опубликовано: Российская история. 2025. № 1.
Title: Dramatic сensorship during the First World War
Author: Igor Bogomolov
Job: Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences
Abstract: The article examines the activities of the censorship of dramatic works in the Russian Empire during the First World War. The article examines the features of the work of dramatic censorship in 1914 - February 1917, its structure, and personnel. During the war, both the number and the subject matter of plays submitted to censorship changed. Based on the instructions of the leadership and their own ideas and views, the censors did not allow many subjects to be staged: the horrors of war, criticism of the allies, ridicule of monarchs (including monarchs of states hostile to Russia), the presentation of Russian officers and soldiers in an "inappropriate" form, anti-war sentiments in the rear. Over time, many domestic political subjects were also added, for example, the unspoken ban on portraying Rasputin on stage. Although formally dramatic censorship existed only in the capital, in fact, local authorities could also act as censors, primarily governors and police chiefs, who could ban any productions by their orders. The old pre-war problems remained: contradictory decisions of censors, their high workload, personnel shortage. The Main Administration for Press Affairs tried to solve these problems, but it was not possible to qualitatively change the situation before the February Revolution.
Key words: dramatic censorship, theatrical censorship, Main Directorate for Press Affairs, military censorship, Central Committee of Foreign Censorship, G. Rasputin
Литература:
Богомолов И.К. Государственная дума и цензурная политика в годы Первой мировой войны // Российская история. 2022. № 4. С. 96-117.
Бобровиков В.В. Театр и кино в повседневной жизни населения Петрограда в феврале–октябре 1917 года // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2022. № 2. С. 51–59.
Гозенпуд А.А. Русский советский оперный театр. (1917–1941): очерк истории. Л., 1963.
Гордеев П.Н. Государственные театры России в 1917 году. СПб., 2019.
Иванов А.А. Культурная политика русских правых в начале XX в. // Российская история. 2023. № 6. С. 56–71.
История советского театра: очерки развития. Л., 1933.
История советского драматического театра. Т. 1. М., 1966.
Колоницкий Б.И. «Трагическая эротика»: образы императорской семьи в годы Первой мировой войны. СПб., 2010.
Королёв Д.Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX – начала ХХ веков. СПб, 1999.
Перекатов А.В. «Чёрные вороны»: конфликт духовенства и театрального сообщества (1907 г.) // Вестник ПСТГУ. Сер. 2. История. История Русской Православной Церкви. 2021. № 98. С. 60–73.
Ромайкина Ю.С. Сборники «Земля» как «московская вариация» петербургского «Шиповника» // Вопросы литературы. 2021. № 4. С. 215–238.
Федяхина Е.Г. Драматическая цензура в 1914–1916 гг. // Цензура в России: история и современность: сборник научных трудов. Вып. 8. СПб, 2017. С. 187–196.