Е.В. Барсов в поиске имперских корней венчания русских государей
DOI: 10.31857/S2949124X25010074
EDN: AITTIQ
Автор: Андрей Петрович Богданов
Учёная степень: доктор исторический наук
Место работы: Институт российской истории РАН
Должность: ведущий научный сотрудник
Источник финансирования: нет
Аннотация: Секретарь Московского общества истории и древностей Российских Е.В. Барсов создал свой классический труд о византийских источниках чина венчания русских государей к коронации Александра III в 1883 г. Рассмотрев его источники и ход работы в контексте современных знаний о поздневизантийских и русских чинах венчания, мы показали, что задачи Барсов ставил чисто археографические, издавая новые тексты и оставляя вне поле зрения известные. Задачу найти в глубине веков «греческие оригиналы» русского обряда коронации, поставленную официальной концепцией XIX в., он выполнил частично. Опубликовав рукопись Ярославского архиерейского дома, составитель которой размышлял над византийскими корнями коронации Петра II в 1728 г., Барсов установил, что приведенный в ней трактат Псевдо-Кодина впервые был использован на коронации Федора Алексеевича в 1676 г. Археограф описал эту реформу с формальной точки зрения, но не смог выяснить ее суть, состоявшую в утверждении в России идеологии священного царства, потому что опубликовал не полный чин 1676 г., а выжимку из него. Отказавшись от возведения русского чина к мифической коронации Владимира Мономаха, Барсов попытался найти «греческие оригиналы» для русской коронации с чина Дмитрия-внука 1498 г., опираясь на статью А.В. Горского о молитвах из греческого Евхология на венчании императора и описание коронации Мануила II в «хождении» Игнатия Смольнянина, включенного в Ярославскую рукопись. Последнее в русских чинах не было использовано, а молитвы, включенные в Требник после падения Константинополя вместе с процитированном в чине 1498 г. литературным текстом Тестамента Псевдо-Василия Македонянина, отражали религиозную и культурную преемственность русской традиции от греческой, а не заимствование коронационного обряда, опиравшегося до 1645 г. на русскую «старину». Византийский этап в русских чинах венчания был начат заимствованием греческого обряда по трактату Псевдо-Кодина (а не сходных греческих текстов) в 1676 г. и завершился коронацией Николая II в 1896 г.
Ключевые слова: царская коронация, греческие источники, Псевдо-Кодин, Евхологий, Тестамент Василия, Требник, Игнатий Смольнянин, Дмитрий-внук, царь Федор Алексеевич, Елпидифор Барсов, Александр Горский, Хрисанф Лопарев.
Опубликовано: Российская история. 2025. № 1.
Title: Barsov in search of the Russian sovereigns coronation imperial roots
Author: Andrey P. Bogdanov
Job: Leading Researcher, Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences, Moscow
Abstract: Secretary of the Moscow Society of Russian History and Antiquities E.V. Barsov created his classic work on the Byzantine sources of the coronation rite of Russian sovereigns for the coronation of Alexander III in 1883. Having examined his sources and the course of his work in the context of modern knowledge of late Byzantine and Russian coronation rites, we have shown that Barsov set purely archaeological tasks, publishing new texts and leaving known ones out of sight. He partially accomplished the task of finding “Greek originals” of the Russian coronation rite in the depths of centuries, set by the official concept of the 19th century. Having published the manuscript of the Yaroslavl Bishop's House, the author of which reflected on the Byzantine roots of the coronation of Peter II in 1728, Barsov established that the treatise of Pseudo-Codinus cited in it was first used at the coronation of Feodor Alekseevich in 1676. The archaeologist described this reform from a formal point of view, but was unable to clarify its essence, which consisted in the establishment of the ideology of the sacred kingdom in Russia, because he published not the full rite of 1676, but an extract from it. Having refused to trace the Russian rite back to the mythical coronation of Vladimir Monomakh, Barsov attempted to find "Greek originals" for the Russian coronation from the rite of Dmitry the Grandson in 1498, relying on the article by A.V. Gorsky on the prayers from the Greek Euchologion at the coronation of the emperor and the description of the coronation of Manuel II in the "walking" of Ignatius Smolnyanin, included in the Yaroslavl manuscript. The latter was not used in Russian rites, and the prayers included in the Trebnik after the fall of Constantinople, together with the literary text of the Testament of Pseudo-Basil the Macedonian quoted in the 1498 rite, reflected the religious and cultural continuity of the Russian tradition from the Greek, and not the borrowing of the coronation rite, which until 1645 relied on Russian "antiquity". The Byzantine stage in Russian coronation rites began with the borrowing of the Greek rite according to the treatise of Pseudo-Codinus (and not similar Greek texts) in 1676 and ended with the coronation of Nicholas II in 1896.
Key words: Tsarist coronation, Greek sources, Pseudo-Codinus, Euchologion, Testament of Basil, Trebnik, Ignatius Smolnyanin, Dmitry the grandson, Tsar Feodor Alekseevich, Elpidifor Barsov, Alexander Gorsky, Chrysanthus Loparev.
Литература:
ААЭ. Т. II. СПб.: тип. II отд. собств. е.и.в. канцелярии, 1836.
Атанасов П. Украинские кириллические старопечатные книги XVI–XVII вв. в Болгарии (к вопросу о болгарско-украинских культурных связях) // Советское славяноведение. 1972. № 6. С. 672–683.
Барсов Е.В. Древне-русские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами: С ист. очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси. М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1883.
Бибиков М.В. «Великие василевсы» Византийской империи: к изучению идеологии и эмблематики сакрализации власти // Н.А. Хачатурян. Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти. М.: Наука, 2006. С. 29‒51.
Богданов А.П. «Прения с греками о вере» 1650 г.: Отношения Русской и Греческой церквей в XI–XVII вв. М.: Академический проект, 2020.
Богданов А.П. Конец «Третьего Рима» и утверждение имперского самосознания в последние годы Московского царства // Человек между царством и империей: культурно-исторические реалии, идейные столкновения, рождение перспектив; сб. материалов международной конференции. М.: Ин-т человека РАН, 2003. С. 47–59.
Богданов А.П. Почему «Третий Рим»? Арсений Суханов о месте России в мировом православии // Диалог со временем = Dialogue with time: альманах интеллектуальной истории. 2020. Вып. 70. С. 72–85.
Богданов А.П. Российское православное самодержавное царство // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI‒XX вв.). Вып. 2. Царь и царство в русском общественном самосознании. М.: ИРИ РАН, 1999. С. 94–111.
Богданов А.П. Россия между царством и империей. Конец Третьего Рима и начало великой державы // Проблемы российской истории. Вып. IV. Магнитогорск: Изд. Магнитогорского ун-та, 2004. С. 17–33.
Богданов А.П. Русские патриархи. М.: Академические проект, Трикста, 2022. С. 356‒357.
Богданов А.П. Царь-реформатор Федор Алексеевич: старший брат Петра I. М.: Академический проект, 2018.
Богданов А.П. Чины венчания российских царей // Культура средневековой Москвы. М.: Наука, 1995. С. 211–224.
Богданов А.П., Пентковский А.М. Житие Николы в Лицевом летописном своде // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: ежегодник Отдела источниковедения дооктябрьского периода Института истории СССР АН СССР. М.: ИИ СССР АН СССР, 1985. С. 92–108.
Богданов А.П., Пентковский А.М. Сведения о бытовании Книги Царственной («Лицевого свода») в XVII в. // Исследования по источниковедению истории СССР XIII–XVIII вв.: ежегодник Отдела источниковедения дооктябрьского периода Института истории СССР АН СССР. М.: ИИ СССР АН СССР, 1983. С. 61–95.
Богданов А.П., Пентковский А.М. Судьба Лицевого свода Ивана Грозного // Русская речь. Журнал Института русского языка АН СССР. 1984. № 5. С. 92–100.
Бурсон А.Е. Чин поставления на великое княжение Дмитрия-внука и проблема византийского идейно-политического наследия в конце XV – начале XVI в. // Византийский временник. Т. 57. М.: Изд. АН СССР, 1997. С. 110–129.
Бычкова М.Е. Судебник 1497 г. и Чин поставления на великое княжество 1498 г.: идея власти государя // Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права XI‒XIX вв.: [Сб. ст.]. М.: Парад, 2000. С. 172‒183.
Варлаам (Денисов), архим. Описание сборника XV столетия Кирилло-Белозерского монастыря // Ученые записки II Отделения имп. Академии Наук. СПб.: тип. имп. Академии Наук, 1859. Кн. 5. Отд. 3. С. 61‒64.
Василия Македонянина царя греческаго увещательныя LXVI глав к сыну своему Льву. С ельлинскаго на славенороссийский язык в Казанской семинарии переведенныя. М.: Унив. тип., 1776.
Венчание русских государей на царство начиная с царя Михаила Федоровича до Императора Александра III. СПб.: тип. Эдуарда Гоппе, 1883.
Вернадский Г.В. Византийские учения о власти императора и патриарха // Сборник статей, посвященных памяти Н.П. Кондакова. Прага: Seminarium Kondakovianum, 1926. С. 143‒154.
Гаранiн С.Л. Шляхамi даўнiх вандраванняў: Гiстарычна-тэарэтычны нарыс развiцця беларускай паломнiцкай лiтаратуры XII-XVI ст. Мiнск: Тэхналогія, 1999.
Горский A.B. О священнодействии венчания и помазания царей на царство // Прибавления к изданию творений св. отцев в русском переводе. Ч. 29. Кн. 1. М.: тип. Лаврова, 1882. С. 117‒151.
Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. III. Книги богослужебные. Ч. I. М.: Синодальная типография, 1869.
ДАИ. Т. 1. СПб.: тип. II отд. собств. е.и.в. канцелярии, 1846.
ДРВ. Изд. 2-е. Ч. VII. М.: Унив. тип., 1788.
Жаворонков П.И. Избрание и коронация никейских императоров // Византийский временник. № 49. М.: Наука, 1988. С. 55‒59.
Зернова А. Белорусский печатник Спиридон Соболь // Книга: исследования и материалы. Т. 10. М.: Книга, 1965. С. 126–145.
Идея Рима в Москве XV–XVI века. Источники по истории русской общественной мысли / Публ. Н.В. Синицына, Я.Н. Щапов. М.: б.и., 1989.
Клосс Б.М. Избранные труды. Т. II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. М.: Языки русской культуры, 2001.
Константин Багрянородный. Об управлении империей / Текст, пер., коммент. / Под ред. Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. 2-е изд., испр. М.: Наука, 1991.
Курбский А.М. История о великом князе Московском. М.: Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2001.
Лекарство на оспалый умысл человечий. Острог: Тип. острожская, 29 июля 1607.
Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). СПб.: Алетейя, 2000.
Лопарев Х.М. К чину царского коронования в Византии // Сборник статей в честь Димитрия Фомича Кобеко от его сослуживцев по Имп. Публичной библиотеке. СПб.: тип. М.А. Александрова, 1913. С. 1‒11.
Лопарев Х.М. О чине венчания русских царей // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1887. Ч. 253. С. 312–319.
Малето Е.И. Антология хожений русских путешественников, XII‒XV вв.: Исследование. Тексты. Комментарии. М.: Наука, 2005.
Морозова Л.Е. Две редакции чина венчания на царство Алексея Михайловича // Культура славян и Русь. М.: Наука, 1988. С. 457–471.
Неизвестная редакция «Второго поучения» Василия I (867‒886) Льву VI / Предисл., публ. и пер. И.С. Чичурова // Труды кафедры древних языков исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Алетейя, 2000. С. 201‒212.
Николов, Ангел. Средневековый славянский перевод «Учительных глав» императора Василия I: проблемы изучения рукописной традиции и ранних печатных изданий // XIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2009. С. 41‒47.
Острогорский Г.А. Эволюция византийского обряда коронования // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура. М.: Наука, 1973. С. 33‒42.
Перетц В.[Н.] Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI–XVII вв. // Сборник Отделения русского языка и словесности. Т. 101. Л.: б.и., 1926. № 2. С. 1–176.
Покровский Н.В. Чин коронования государей в его истории. СПб.: тип. Департамента уделов, 1882.
Поляковская М.А. Поздневизантийский чин коронования василевса // Византийский временник. Т. 68. М.: Наука, 2009. С. 5‒24.
Поляковская М.А. Византийский дворцовый церемониал XIV в.: «Театр власти». Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2011.
Поляковская М.А. Император и народ в Византии XIV в. в рамках церемониального пространства // Античная древность и средние века. Вып. 34. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003. С. 314‒321.
Попов К.М. Чин священного коронования: (Исторический очерк образования чина): [Чин коронования в Византии] // Богословский вестник. Журнал Московской духовной академии. 1896. Т. 2. № 4. С. 59–72.
Прокофьев Н.И. Книга хожений: записки русских путешественников XI‒XV вв. М.: Советская Россия, 1984.
Прокофьев Н.И. Русские хождения XII‒XV вв. // Московский педагогический институт им. В. И. Ленина. Ученые записки. Вып. 363. Литература Древней Руси и XVIII в. М.: МПГИ, 1970.
Прокофьев Н.И. Хождение Игнатия Смольнянина // Литература Древней Руси: Сб. науч. трудов. М.: МГПИ, 1978. Вып. 2. С. 123‒149.
Прохоров Г. «Посторонние статьи» (в том числе Послание мудрого Феофана) в Погодинском № 27 Апостоле и «Слово о житьи и преставлении» Дмитрия Донского // ТОДРЛ. Т. 49. СПБ.: Дмитрий Буланин, 1996. С. 59–77.
ПСЗ‒1. Т. II. СПб.: тип. II отд. собств. е.и.в. канцелярии, 1828.
ПСРЛ. Т. 11. СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1897.
ПСРЛ. Т. XXII / сост. Б.М. Клосс. М.: Языки славянских культур, 2005.
ПСРЛ. Т. XXVIII / сост. К.Н. Сербина. М.; Л.: Наука, 1962.
Рукописные книги собрания М.П. Погодина: Каталог. Л.: Изд. Гос. публ. б-ки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1988.
Савва В. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. Харьков: тип. и литография М. Зильберберг и сыновья, 1901.
Сахаров И.П. Сказания русского народа. 3-е изд. Т. 2. СПб.: тип. И.П. Сахарова, 1849.
СГГиД. Ч. II. М.: тип. Селивановского, 1819.
СГГиД. Ч. III. М.: тип. Н.С. Всеволожскаго, 1822.
Синицына Н.В. Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции ( XV‒XVI вв.). М.: Индрик, 1998.
Татищев В.Н. История российская. В 7 т. М.; Л.: Изд. Академии Наук СССР, 1965. Т. 5.
Тестамент Василия, царя греческого, к сыну своему Льву Философу. М.: Государев печатный двор, 1661.
Тестамент или завет Василиа царя Греческаго к сыну его, Лву философу. М.: Тип. Верхняя, январь 1680.
Тестамент царя Василия к своему сыну Льву. Могилев: тип. могилевская, 1638.
Тестамент, или Завет Василия, царя греческого, к сыну его Льву Философу. СПб.: б. и., 1718.
Тихонюк И.А. Чин поставления Дмитрия-внука // Русский феодальный архив XIV ‒ первой трети XVI века. М.: ИИ СССР АН СССР, 1987. Вып. 3. С. 604–607.
Турилов А.А., Фёдорова И.В. Игнатий Смольнянин // Православная энциклопедия. Т. 21. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2009. С. 151‒152.
Ульянов О.Г. О времени возникновения инаугурационного миропомазания в Византии, на Западе и в Древней Руси // Русь и Византия: Место стран византийского круга во взаимоотношениях Востока и Запада: Тезисы докладов XVIII Всероссийской научной сессии византинистов. М.: ИВИ РАН, 2008. С. 133‒140.
Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы 862‒1720 г. Кн. 1. Харьков: Унив. тип., 1859.
Хождение Игнатия Смольнянина / Под ред. С.В. Арсеньева // Православный палестинский сборник. СПб.: Изд. Имп. православного Палестинского общества, 1887. Т. 4. Вып. 3. 68 с.
Чичуров И.С. О датировке и актуальности поучений Василия I // Древнейшие государства на территории СССР: материалы и исследования. 1987 г. М.: Наука, 1989. С. 173–178.
Шевченко М.Н. Об эволюции чина венчания на царство российских монархов во второй половине XVI века // Вестник Оренбургского государственного педагогического ун-та. 2016. № 3. С. 199‒208.
Щапов Я.Н. К изучению «Чина венчания на царство» Ивана IV // Римско-константинопольское наследие на Руси: Идея власти и политическая практика: IХ Междунар. семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» (Москва, 29-31 мая 1989 г.) / отв. ред. А.Н. Сахаров. М.: Наука, 1995. С. 213‒225.
Constantine Porphyrogennetos. The Book of Ceremonies: With the Greek Ed. of the Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae (Bonn, 1829) / Introd., transl. and comment. A. Moffatt, M. Tall. Canberra: AustralianNational University, 2012.
Constantini Porphyrogeniti imperatoris. De cerimoniis aulae Byzantinae / Ε rec. J.J. Reiskii. Vol. I. Bonnae, 1829.
George Codinus. De officialibus Palatii cpolitani et de officiis magnae ecclesiae liber. Bonnae: Impensis Ed. Weberi. 1839.
Georgius (Codinus). De Officialibus Palatii Constantinopolitani, & officiis magnae ecclesiae. Commelinus, 1596.
Georgius Codinus Curopalata. De officiis et officialibus magnae ecclesiae et aulae Constantinopolitanae. Parisiis: Apud Sebastianum Cramoisy. 1625.
Georgivs Codinvs. Cvropalata. De officiis magnæ ecclesiæ, et avlæ Constantinopolitanæ. Parisiis: E typographia regia [Cvrante Sebastiano Cramoisy], 1648.
Ioannis Cantacuzeni eximperatoris historiarum libri IV / Ed. L. Schopen. Graece et latine / Vol. I. Bonnae: Impensis E. Weberi, 1828.
Macrides R.J., Munitiz J.А., Angelov D. Pseudo-Kodinos and the Constantinopolitan Court: Offices and Ceremonies. Farnham, Surrey: Ashgate, 2013.
Pseudo-Kodinos. Traité des offices / trad. par Jean Verpeaux. Paris: Éditions du Centre National de la Recherche Scientifique, 1966.
Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries / By G.P. Majeska. Washington, 1984.