Формирование курса истории России в средних учебных заведениях второй четверти XIX в.
DOI: 10.31857/S2949124X25010068
EDN: AIUDSJ
Автор: Дарья Юрьевна Сазонова
Учёная степень: нет
Место работы: Государственный музей-заповедник «Остафьево»-«Русский Парнас».
Должность: младший научный сотрудник
Источник финансирования: нет
Аннотация: В статье рассматривается развитие отечественной истории как самостоятельной школьной дисциплины в царствование императора Николая I. В эту эпоху история Россия начала стремительно развиваться и как наука, и как университетская и школьная дисциплина со своим определенным содержанием и кругом задач. Этому способствовала предложенная министром народного просвещения графом С.С. Уваровым и поддержанная императором концепция «православие, самодержавие, народность». В соответствии с взглядами Уварова на задачи образования, история России играла важную просветительскую и идеологическую роль, поэтому преподавание отечественной истории постепенно приобрело планомерный и системный характер.
Ключевые слова: Николай I; С.С. Уваров; историческое образование; триада «православие, самодержавие, народность».
Опубликовано: Российская история. 2025. № 1.
Title: Formation of the Russian history course in secondary school of the second quarter of the 19th century
Author: Daria Yurievna Sazonova
Job: State Museum-Reserve "Ostafyevo" - "Russian Parnassus", junior researcher.
Abstract: The article examines the development of Russian history as an independent school discipline during the reign of Emperor Nicholas I. During this era, the history of Russia began to develop rapidly both as a science and as a university and school discipline with its own specific content and range of tasks. The concept of "Orthodoxy, autocracy, nationality", proposed by the Minister of Public Education Count S.S. Uvarov and supported by the emperor contributed to this. In accordance with Uvarov's views on the tasks of education, the history of Russia played an important educational and ideological role, therefore, the teaching of national history gradually acquired a systemic character.
Key words: Nicholas I; S.S. Uvarov; historical education; triad "Orthodoxy, autocracy, nationality".
Литература:
Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). СПб.: изд. О. Богдановой, 1912.
Васильев А.Г. Мемориализация травмы в культурной памяти: «Падение Польши» в польской историографии XIX века // Образы времени и исторические представления: Россия–Восток–Запад. Под ред. Л. П. Репиной. М.: Кругъ, 2010. С. 814–843.
Виноградов П.А. Краткий исторический очерк пятидесятилетия Московской III гимназии (1839–1889 г.). М.: тип. А. Левенсон и К°, 1889.
Виттекер Ц.Х. Граф Сергей Семёнович Уваров и его время. СПб: Академический проспект, 1999.
Володина Т.А. Уваровская триада и учебники по русской истории // Вопросы истории. 2004. № 2. С. 117–129.
Володина Т.А. «Дилетанты» и «профессионалы»: к вопросу о периодизации развития исторической науки в конце XVII – первой трети XIX века // Отечественная история. 2003. № 4. С. 122–130.
Володина Т.А. Учебники отечественной истории как предмет историографии: середина XVIII - середина XIX в. // История и историки: историографический вестник. 2004 / отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 2004. С. 104–136.
Гобза И.О. Столетие Московской 1-й гимназии. 1804–1904 гг. М.: Синод. тип., 1903.
Драгоманов М.П. Историческая Польша и великорусская демократия // Соч. М. Драгоманова. Женева: H. Georg, 1881 (обл. 1882).
Казаков Н.И. Об одной идеологической формуле Николаевской эпохи // Контекст-1989. М., 1989. С. 5–41.
Кайданов И.К. Начертание истории государства Российского. СПб.: Тип. Медицинского департамента Министерства внутренних дел, 1829.
Калинина Е.А. Школьная реформа Александра I и «Положение об училищах» 1804 года // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2012. № 11. С. 192–202.
Леонтьева О.Б. Власть и народ в зеркале исторических представлений российского общества XIX века // Образы времени и исторические представления: Россия–Восток–Запад / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2010. С. 844–884.
Маловичко С.И., Марухин В.Ф. Учебная книга по русской истории в системе презентации национально-государственной истории российской империи конца XVIII – 40 гг. XIX века // Преподаватель ХХI век. 2017. № 4-2. С. 282–299.
Манифест. О совершении приговора над Государственными преступниками. 13 июля 1826 // Полное собрание законов Российской империи: собр. 2-е. Т. 1 (1826). СПб., 1827. С. 772–773. Док. 465.
Мегем М.Е. «Русская Литва» в концепции Н. Г. Устрялова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 12. С. 14–20.
Миллер А.И. О русском национализме. Лекции, статьи, диалоги. Полит.ру, 2013.
Пантелеев Л.Ф. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1958.
Пашкова Т. И. Как преподавали историю петербургским гимназистам в первой половине XIX в. // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 261–278.
Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1902.
Сабурова Т.А. Связь времен» и «горизонты ожиданий» русских интеллектуалов XIX века // Образы времени и исторические представления: Россия–Восток–Запад / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2010. С. 302–331.
Сборник постановлений по министерству народного просвещения. 2-е изд. СПб.: Тип. В.С. Балашёва, 1875–1876. Т. 2: Царствование императора Николая I. 1825–1855 г.: Отделение 2-е: 1840–1855. 1876. 1668 стб.
Сборник распоряжений по Министерству Народного Просвещения. Т.1.1802–1834. СПб.: Тип. Имп. Академ. Наук, 1866. 988 стб.
Сборник распоряжений по Министерству народного Просвещения. Т. 2. 1835–1849. СПб.: Тип. Имп. Академ. Наук, 1866. 1104 стб.
Соловьёв Д.Н. Пятидесятилетие С.-Петербургской Первой гимназии, 1830–1880: Ист. записка, сост. по поручению Пед. совета Д.Н. Соловьевым. СПб: тип. Второго отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1880.
Соловьёв С. М. Записки для детей моих, а если можно, и для других // Избранные труды. Записки / Подгот. А.А. Левандовский, Н.И. Цимбаев. М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 229–350.
Студеникин М.Т. Становление и развитие школьного исторического образования в России ХVI – начала ХХ вв. М.: МПГУ, 2011.
Тесля А.А. «Истинно русские люди»: история русского национализма. М.: Рипол-классик, Панглосс, 2019.
Уваров С.С. Действия Правительства. Обозрение истекшего пятилетия // Журнал Министерства Народного Просвещения. Январь, 1839. СПб., 1839. С. 1–36.
Уваров С.С. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833–1843 // Избранные труды. С. 346–455. С. 424.
Уваров С.С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения от 19 ноября 1833 г. // Государственные основы / Сост., предисл. и коммент. В.Б. Трофимовой / Отв. ред. О.А. Платонов. М., 2014. С. 102–107.
Уваров С.С. О преподавании истории относительно к народному воспитанию // Избранные труды. Сост., авт. вступ. ст. и коммент.: В.С. Парсамов, С.В. Удалов; автор перевода В.С. Парсамов. М., 2010. С. 204–213.
Уваров С.С. Обозрение Управления Министерством народного просвещения // Конец одного Величия. Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге Освободительных реформ. М.: Три квадрата, 2003. С. 248–254.
Уваров С.С. Отчет по обозрению Московского университета. 4 декабря 1832 // Избранные труды. Сост., авт. вступ. ст. и коммент.: В.С. Парсамов, С.В. Удалов; автор перевода В.С. Парсамов. М., 2010. С. 294–313.
Уваров С.С. Речь Президента Императорской Академии Наук, Попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, в торжественном собрании Главного Педагогического института 22 марта, 1818 года // Избранные труды. Сост., авт. вступ. ст. и коммент.: В.С. Парсамов, С.В. Удалов; автор перевода В.С. Парсамов. М., 2010. С. 252–274.
Удалов С.В. «Православие, самодержавие, народность»: идеологема николаевского царствования // Вопросы истории консерватизма. 2015. №1. С. 148–159.
Уортман Р.С. Властители и судии: Развитие правового сознания в императорской России / Авторизов. пер. с англ. М.Д. Долбилова при уч. Ф.Л. Севастьянова. М., 2004.
Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов С.-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. 8 декабря 1828 г. // Полное собрание законов Российской империи: собр. 2-е. Т. 3 (1828). СПб., 1830. С. 1097. Док. 2502.
Устав учебных заведений, подведомых университетам. 5 ноября 1804 г. // Полное собрание законов Российской империи: собр. 1-е. Т. 28 (1804–1805). СПб., 1830. С. 626–627. Док. 21501.
Устрялов Н. Г. Воспоминания о моей жизни // Древняя и новая Россия. 1880. № 8. СПБ., 1880. С. 603–685.
Устрялов Н.Г. Начертание русской истории, для средних учебных заведений. СПб.: тип. Штаба воен.-учеб. заведений, 1842.
Устрялов Н.Г. О Литовском княжестве. Исследование вопроса, какое место в русской истории должно занимать Великое княжество Литовское? СПб.: Тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1839.
Шевченко М.М. «Возложить надежды на поколение новое». Как Николай I и министр Уваров давали Польше шанс // Родина. 2013. № 3. С. 32–35.
Шевченко М.М. Конец одного Величия. Власть, образование и печатное слово в Императорской России на пороге Освободительных реформ. М.: Три квадрата, 2003.
Шильдер Н.К. Император Николай I. Его жизнь и царствование. Т.1. СПб.: А.С. Суворин, 1903.
Шмид Г.К. История средних учебных заведений в России. СПб.: [б.и.].
Wortman R. National Narratives in the Representation of Nineteenth-Century Russian Monarchy // Russian Monarchy. Representation and Rule: collected articles. Boston, 2013. P. 152–169.