Мобилизация 1876–1877 гг. Первый опыт императорской России
DOI: 10.31857/S2949124X24020102
EDN: hifjbn
Автор: Айрапетов Олег Рудольфович
Учёная степень: к.и.н.
Место работы: Факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова
Должность: доцент
Источник финансирования: нет
Аннотация: После поражения сербской армии 29 октября 1876 года под Джунисом для спасения Сербии император Александр II, после долгих колебаний решился начать мобилизацию русской армии с целью принуждения Османской империи к заключению перемирия с Сербией. Мобилизация застала армию в период незаконченных преобразований. В 1874 году была введена всеобщая воинская повинность, в том же году оружейные заводы Империи начали производство винтовок системы Бердана, перевооружение ими в 1877 году не было закончено. При проведении первой мобилизации массовой армии все это сказалось на состоянии и боеспособности войск. Особо важной и тяжелой проблемой было состояние железных дорог, к тому же русское командование не имело еще опыта ни переброски, ни сосредоточения, ни снабжения по железным дорогам столь значительной массы войск. Все это оказало влияние на планы войны и ведение военных действий за Дунаем.
Ключевые слова: Первая массовая мобилизация Императорской Русской армии в 1876-1877 гг. Реакция общества, готовность армии, состояние железных дорог и их использование во время мобилизации армии и её сосредоточения на юге России и в Румынии.
Опубликовано: Российская история. 2024. № 2.
Title:Mobilization of 1876–1877. The first experience of Imperial Russia
Author: Airapetov Oleg Rudol’fowich
Job: Department of administration, Moscow State University
Abstract: After the defeat of the Serbian army on October 29, 1876, near Junis, Emperor Alexander II, after much hesitation, decided to begin mobilizing the Russian army in order to force the Ottoman Empire to conclude an armistice with Serbia. Mobilization caught the army in a period of unfinished transformations. In 1874, universal conscription was introduced, in the same year the Empire's armory factories began producing Berdana rifles, their rearmament in 1877 was not completed. During the first mobilization of the mass army, all this affected the condition and combat capability of the troops. A particularly important and difficult problem was the condition of the railways, besides, the Russian command did not yet have the experience of transferring, concentrating, or supplying such a significant mass of troops by rail. All this had an impact on the war plans and the conduct of military operations beyond the Danube.
Key words: The first mass mobilization of the Imperial Russian Army in 1876-1877. The reaction of society, the readiness of the army, the condition of railways and their use during the mobilization of the army and its concentration in southern Russia and Romania.
Литература:
Арциш В.[А.] Вагоны русских железных дорог. Пенза., 1903.
Витчевский В. Торговля, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. СПб., 1909.
Всеподданнейший отчет о действиях Военного министерства за 1876 год. Представлен Государю Императору 1 января 1878 года. СПб., 1878.
Всеподданнейший отчет государственного контролера за 1878 год. СПб., 1879.
Всеподданнейший отчет государственного контролера за 1879 год. СПб., 1880.
Всеподданнейший отчет по Ведомству путей сообщения за 25 лет, с 19 февраля 1855 по 19 февраля 1880 г. СПб., 1880.
Иванов П.Г. Очерк истории и статистики русского заводского паровозостроения. Пгр., 1920.
Мертенс [О.] Тридцать лет (1882-1911 гг.) русской железнодорожной политики и ее экономическое значение. М., б./д.
Милютин Д.А. Дневник 1876-1877 гг. Т. 2. М., 1949.
Мокршицкий Е.И. История паровозостроения СССР. М., 1941.
Мокршицкий Е.И. История вагонного парка железных дорог СССР. М., 1946.
Обзор внешней торговли России по европейской и азиатской границам за 1877 год. СПб., 1878.
Описание русско-турецкой войны 1877-78 гг. на Балканском полуострове. Т. 1. СПб., 1901. Обстановка перед войной.
Полное Собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. 51. СПб., 1878. Законы 1876 года.
Сборник министерских постановлений и общих правительственных распоряжений Министерства путей сообщения по железным дорогам. СПб., 1874.
Соболев М.Н. Таможенная политика России во второй половине XIX века. Томск, 1911.
Статистический сборник Министерства путей сообщения. Вып. 2. СПб., 1878.
Сведения о железных, водяных и шоссейных путях сообщения за 1875 и 1876 гг.
Сведения о железных, водяных и шоссейных путях сообщения за 1875 и 1876 гг.
Тищенко В.Н. Паровозы железных дорог России. Ч. 1. М., 2008.
Шишков А. Эксплуатация железных дорог. Т. 1. СПб., 1877.
Annuaire diplomatique de l’Empire de Russie pour l’annee 1877. SPb., 1877.