«Некорректные заимствования в современной исторической науке: границы допустимого»

Развитие информационных технологий существенно облегчает работу современных исследователей. Наиболее остро мы смогли это почувствовать в период пандемии и обусловленного ею периода самоизоляции. Электронные книги и журналы, цифровые описи архивных фондов и даже оцифрованные архивные документы, – без всего этого уже невозможно представить работу современного историка. Однако развитие информационных ресурсов облегчает работу не только добросовестных исследователей.

С каждым годом все большее распространение в исторической науке приобретает некорректное заимствование. Формы и масштабы этих заимствований различны. Наиболее часто встречаются случаи, когда, переписав из чужой работы несколько абзацев (а то и страниц) без кавычек, автор в конце последнего «заимствованного» предложения делает сноску на работу, послужившую источником его «творческого вдохновения». Вроде, все честно – сноска есть. Однако понять, к чему именно относится сноска – к последнему предложению, к какой-то цифре или цитате, содержащейся в этом предложении, – практически невозможно. Только хорошо знающий историографию по данной теме читатель, поймет, что имеет дело с некорректным заимствованием, или, проще говоря, – с обыкновенным плагиатом. Нередко исследователи переписывают из чужих работ цитаты из документов, указывая в сноске вместо принятого в таких случаях в научном сообществе выражения «цит. по: …» архив, номера фонда и дела, убеждая тем самым читателя в проведении собственных архивных изысканий.

Довольно редко, но все же встречаются случаи полного заимствования чужих научных текстов, приписывания себе исследований, выводов, мыслей и даже чувств других авторов. Такие случаи неприкрытого плагиата необходимо предавать широкой огласке, как для защиты авторских прав добросовестных исследователей, так и для защиты самой исторической науки, профессиональной чести ученого-историка. Очевидно, что нечестный исследователь, выдающий себя за автора чужих научных текстов, не остановится и перед более серьезными фальсификациями. Именно к таким лжеисследователям относится и учащаяся магистратуры Тульского государственного педагогического университета, главный методист отдела научно-исследовательской и методической работы Государственного учреждения «Государственный архив Тульской области» (ГУ ГАТО) Татьяна Ильинична Евсеева.

Опубликованные в 2020-2021 гг. работы Т.И. Евсеевой (Институт детства в эпоху перемен 1920-х гг. (по материалам Тульской губернии) // Тульская историческая весна – 2020: кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное. Материалы всероссийской научной конференции молодых учёных, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тула. С. 125-131; Детство строгого режима (Особенности повседневной жизни детдомовцев в 1920-е гг. в Тульской губернии) // ХХ век и Россия: общество, реформы, революции. Саратов. 2020. Вып. 8. С. 55-66; «Детское население до 3-х лет почти все вымерло...»: охрана детства в период голода 1921-1922 гг. // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2021. № 1. С. 25-32) не просто содержат некорректные заимствования, а представляют собой бессовестную компиляцию из научных текстов доктора исторических наук, главного научного сотрудника Центра социальной истории России Института российской истории РАН Татьяны Михайловны Смирновой. В качестве основы своих работ Т.И. Евсеева использует монографию Т.М. Смирновой «Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни. (1917-1940 гг.)» (М.-СПб., 2015), а также две ее большие научные статьи по истории детства (Смирнова Т.М. «Лучше вывести и расстрелять»: Советская власть и голодные дети (1917-1923 гг.) // Ежегодник историко-антропологических исследований, 2003. М., 2003. С. 226-245; Смирнова Т.М. «Детские дома и трудколонии: жизнь «государственных детей» в Советской России в 1920-1930-е гг.» // Вестник Российского университета дружбы народов. М., 2012. № 3. С. 16-38). Введение, историография, характеристика источниковой базы, цитаты из документов – все это студентка магистратуры Евсеева позаимствовала в работах доктора исторических наук. К счастью для Евсеевой, в работах Смирновой широко используются сохранившиеся в фонде ГАРФ Р-5207 (Деткомиссия ВЦИК) материалы тульского губуполномоченного Деткомиссии. Анализ этих материалов был дословно переписан тульской «исследовательницей», которая для доказательства своей самостоятельной работы в архивах просто заменила сноски на ГА РФ ссылками на ГА ТО.

Для наглядности и доказательства фактов плагиата ниже приводятся несколько примеров некорректных заимствований Т.И. Евсеевой из научных трудов Т.М. Смирновой.

 

Выдержки из статей Т.И. Евсеевой 2020-2021 гг.

Выдержки из работ Т.М. Смирновой 2003-2015 гг.

«Несмотря на то, что детство как специфическая демографическая категория долгое время не была предметом специальных исследований отечественной исторической науки, тем не менее изучение проблемы охраны детства как в целом, так и отдельных ее аспектов в отечественной историографии имеет давние традиции»

Евсеева Т.И. Институт детства в эпоху перемен 1920-х гг…. С. 126

Евсеева Т.И. Детство строгого режима… С. 56.

«Несмотря на то, что детство как специфическая демографическая категория долгое время не была предметом специальных исследований отечественной исторической науки, тем не менее изучение проблемы охраны материнства и детства как в целом, так и отдельных ее аспектов в отечественной историографии имеет давние традиции»

Смирнова Т.М. Дети страны Советов… С. 17

«Основное содержание советской историографии, посвященной проблемам детства в СССР, так или иначе строилось на постулате «СССР – Родина счастливого детства». Данная идеологическая установка определила идеологический ракурс исследований, в которых акцент делался на достижениях советской власти в сфере охраны материнства и детства и смягчение, либо полное игнорирование наиболее острых проблем, таких, как положение детей «лишенцев» и жизнь детей в ГУЛАГе; влияние на численность беспризорных детей кампании по раскулачиванию, коллективизации и паспортизации населения; голод 1921 г. и чрезвычайно высокая смертность детей в ходе эвакуации их из голодных губерний; высокий уровень хищений и злоупотреблений в советских детских домах; крайне тяжелое положение так называемых «морально-дефективных детей» и т. п. Значительное место в советской историографии по тем или иным аспектам истории детства традиционно занимала тема руководящей роли коммунистической партии [1; 3; 12], в то время как реальное положение детей нередко оставалось за рамками исследований. Тем не менее, несмотря на всю специфику советской историографии детства, обусловленную ее идеологической направленностью и ограниченностью предмета исследования, работы этого периода заслуживают серьезного внимания современных исследователей.»

Евсеева Т.И. Институт детства в эпоху перемен 1920-х гг…. С. 126

См. также: Евсеева Т.И. Детство строгого режима… С. 56-57; Евсеева Т.И. «Детское население до 3-х лет почти все вымерло...»… С. 25

«Основное содержание советской историографии, посвященной проблемам детства в СССР, так или иначе строилось на постулате «СССР — Родина счастливого детства». Данная идеологическая установка определила идеологический ракурс исследований, в которых акцент делался на достижениях советской власти в сфере охраны материнства и детства и смягчение (либо полное игнорирование) наиболее острых проблем и «болезненных» вопросов, таких, как положение детей «лишенцев» и жизнь детей в ГУЛАГе; влияние на численность беспризорных детей кампании по раскулачиванию, коллективизации и паспортизации населения; голод 1921 г. и чрезвычайно высокая смертность детей в ходе эвакуации их из голодных губерний; тяжелое положение чувашских, башкирских и татарских детей в украинских и русских патронатных семьях; высокий уровень хищений и злоупотреблений в советских детских домах; крайне тяжелое положение так называемых «морально-дефективных детей» и т.п. Значительное место в советской историографии по тем или иным аспектам истории детства традиционно занимала тема руководящей роли Коммунистической партии, в то время как реальное положение детей нередко оставалось за рамками исследований. Тем не менее, несмотря на всю специфику советской историографии детства, обусловленную ее идеологической предвзятостью и ограниченностью предмета исследования, работы этого периода заслуживают серьезного внимания современных исследователей.»

Смирнова Т.М. Дети страны Советов… С. 18-19

«И без того запутанную ситуацию усугубляли бесконечные реструктуризации, передача тех или иных функций от одного ведомства другому. Навести порядок в этой сложной многоступенчатой и переменчивой системе был призван созданный в начале 1919 г. в качестве междуведомственного органа Совет защиты детей. Однако за два года своей деятельности Совет так и не смог наладить систематическую работу и не оправдал возложенные на него надежды. Фактически ситуация сложилась, как в русской поговорке: «у семи нянек дитя без глазу».»

Евсеева Т.И. Детство строгого режима… С. 58

«И без того запутанную ситуацию усугубляли бесконечные реструктуризации, передача тех или иных функций от одного ведомства другому. Навести порядок в этой сложной многоступенчатой и переменчивой системе был призван созданный в начале 1919 г. в качестве междуведомственного органа Совет защиты детей. Однако за два года своей деятельности Совет так и не смог наладить систематическую работу и не оправдал возложенные на него надежды. Фактически ситуация сложилась, как в русской поговорке: «у семи нянек дитя без глазу».»

Смирнова Т.М. «Детские дома и трудколонии: жизнь «государственных детей»… С. 18

«В детском доме № 3 г. Тулы проживал заведующий губнаробразом Гожанский, который вдвоем с женой занимал 5 комнат, ванную и кухню. При этом воспитанники детского дома были вынуждены спать в классах; в единственной детской спальне размещался изолятор, а учебные занятия не проводились вовсе. Впоследствии, по распоряжению тульского губуполномоченного Деткомиссии Аладышкина, Гожанский был выселен из помещения детского дома и все комнаты были переданы в распоряжение детей.»

Евсеева Т.И. Детство строгого режима… С. 62.

«В детском доме № 3 проживал заведующий губнаробразом Гожанский, который вдвоем с женой занимал 5 комнат, ванную и кухню. При этом воспитанники детского дома были вынуждены спать в классах; в единственной детской спальне размещался изолятор, а учебные занятия не проводились вовсе. Любопытно, что исключительность данного случая заключалась отнюдь не в вопиющей несправедливости по отношению к детям, а в том, что впоследствии, по распоряжению тульского губуполномоченного Деткомиссии Аладышкина, Гожанский был выселен из помещения детского дома и все комнаты были переданы в распоряжение детей.»

Смирнова Т.М. Дети страны Советов… С. 240

«Доходило до полного абсурда, когда детей выселяли сами органы власти, в непосредственные обязанности которых входила помощь детским учреждениям. Так, в Туле здание бывшей Тульской мужской классической гимназии было передано батальону ВЧК, в то время как 1 500 тульских детей не смогли пойти в школу из-за отсутствия школьных помещений. В то же время Тульский детский дом физической культуры был захвачен Главполитпросветом для размещения там своего клуба. Очевидно, что противостоять ВЧК или Главполитпросвету работники Деткомиссии были не в состоянии, несмотря на то, что ее председателем был сам председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский.»

Евсеева Т.И. Детство строгого режима… С. 62-63

«Доходило до полного абсурда, когда детей выселяли сами органы власти, в непосредственные обязанности которых входила помощь детским учреждениям, Деткомиссии и ее уполномоченным. Так, например, в феврале 1921 г. Курская губчека решила выселить детей из детского дома им. Бебеля, чтобы освободить здание «под квартиры служащих губчека». Аналогичная ситуация сложилась и в Туле, где здания детских учреждений были переданы батальону ВЧК, в то время как 1 500 тульских детей не смогли пойти в школу из-за отсутствия школьных помещений. В то же время тульский детский Дом физической культуры был захвачен Главполитпросветом для размещения там своего клуба. Очевидно, что противостоять ВЧК или Главполитпросвету работники Деткомиссии были не в состоянии, несмотря на то, что ее председателем был сам председатель ВЧК Дзержинский.»

Смирнова Т.М. Дети страны Советов… С. 242

«Уполномоченный Тульской губернии Аладышкин работу своих коллег назвал «хождением по мытарствам», подчеркнув, что «хождения эти» в большинстве своем оказывались совершенно бесполезными: «уполномоченные бегали, высуня язык, и видели, что размениваются на мелочи и делают не то, чтобы им должно делать» (ГУ ГАТО. Ф. Р-95. Оп. 1. Д. 1068. Л. 1–2), так как все силы уходили на борьбу с волокитой и грубостью. «Мытарствами» назвал работу Тульского городского отдела народного образования один из его сотрудников Кузьмин. По его словам, работникам отделов народного образования приходилось все необходимое для детских учреждений доставать своими силами, так как их запросы оставались неудовлетворенными, «к ним ЕПО было глухо, благоустройство хозяйственной жизни детских учреждений его мало интересовало, оно им чуждо» (ГУ ГАТО. Ф. Р-326. Оп. 1. Д. 534. Л. 100–102). Отсутствие транспорта, например, приводило к тому, что дети получали продукты уже испорченными.»

Евсеева Т.И. Институт детства в эпоху перемен 1920-х гг…. С. 130

«Уполномоченный Тульской губернии Аладышкин работу своих коллег назвал «хождением по мытарствам», подчеркнув, что «хождения эти» в большинстве своем оказывались совершенно бесполезными: «уполномоченные бегали, высуня язык, и видели, что размениваются на мелочи и делают не то, чтобы им должно делать», так как все силы уходили на борьбу с волокитой и грубостью. «Мытарствами» назвал работу Тульского городского отдела народного образования один из его сотрудников Кузьмин. По его словам, работникам отделов народного образования приходилось все необходимое для детских учреждений доставать своими силами, так как их запросы оставались неудовлетворенными, «к ним ЕПО было глухо, благоустройство хозяйственной жизни детских учреждений его мало интересовало, оно им чуждо». Отсутствие транспорта, например, приводило к тому, что дети получали продукты уже испорченными (ГА РФ. Ф. Р-5207. Оп. 1. Д. 72. Л. 20, 22 об.)»

Смирнова Т.М. Дети страны Советов… С. 78-79

«"Распоряжения партии и правительства того времени, — писал в 1936 г. председатель Деткомиссии ВЦИК H. A. Семашко по поводу проведенной в голодные годы эвакуации детей, — наглядно показывают, с какой исключительной заботливостью была проведена тогда охрана жизни и здоровья пострадавших от неурожая ребят" [XV лет работы по улучшению жизни детей. М., 1936, с. 9]. Действительно, если ограничиться изучением распоряжений и циркуляров, то надо отдать должное этому правительству — ход эвакуации был тщательно продуман, разработано множество инструкций, выполнение которых должно было обеспечить бережное отношение к изнуренным голодом и болезнями детям. Перевозить их полагалось в специально оборудованных санпоездах с изоляторами для больных, банно-прачечными вагонами и кухней для приготовления горячей пищи, в сопровождении воспитателей и медицинских работников, при условии обеспечения всех теплой одеждой и пайками на весь период следования. Однако таковы были распоряжения и инструкции, но не реальность. Реальная практика никак не хотела вписываться в рамки разработанных инструкций.»

Евсеева Т.И. «Детское население до 3-х лет почти все вымерло...»… С. 28.

«"Распоряжения партии и правительства того времени, — писал в 1936 г. председатель Деткомиссии ВЦИК Н.А. Семашко по поводу проведенной в голодные годы эвакуации детей, — наглядно показывают, с какой исключительной заботливостью была проведена тогда охрана жизни и здоровья пострадавших от неурожая ребят" [XV лет работы по улучшению жизни детей. М., 1936, с. 9]. Действительно, если ограничиться изучением «распоряжений партии и правительства», то надо отдать должное этому правительству — ход эвакуации был тщательно продуман, разработано множество инструкций, выполнение которых должно было обеспечить бережное отношение к изнуренным голодом и болезнями детям. Перевозить их полагалось в специально оборудованных санпоездах с изоляторами для больных, банно-прачечными вагонами и кухней для приготовления горячей пищи, в сопровождении воспитателей и медицинских работников, при условии обеспечения всех теплой одеждой и пайками на весь период следования. Однако таковы были «распоряжения» и инструкции, но не реальность. Реальная практика никак не хотела вписываться в рамки разработанных инструкций.»

Смирнова Т.М. Дети страны Советов… С. 162

«Очевидно, что в таких условиях неизбежными были массовые эпидемии и высокая смертность как детей, так и сопровождавших их педагогического и медицинского персонала. Точных данных о том, сколько детей погибло в ходе эвакуации, нет. По утверждению Семашко, всего в Советской России во время эвакуации «переболело» 554 ребенка и умерло 185 [XV лет работы по улучшению жизни детей…, с. 11]. Аналогичные данные приводятся и в отчете Эвакбюро об итогах эвакуации на 25 декабря 1921 г. [ГАРФ. Ф. Р-5207. Оп. 1. Д. 102, л. 13об.]. Видимо, именно на этот отчет и опирался Семашко при подготовке своего праздничного отчетного доклада в связи с 15-летием работы Деткомиссии ВЦИК. Однако Семашко не учел некоторые немаловажные факты, которые в корне меняют ситуацию. В частности, указанный отчет относится лишь к начальному периоду эвакуации. Нет сведений о детях, эвакуированных по водным путям, а также о тысячах детей, перевезенных в товарных поездах без всякого медицинского контроля и без какого-либо учета.»

Евсеева Т.И. «Детское население до 3-х лет почти все вымерло...»… С. 28-29

«Очевидно, что в таких условиях неизбежными были массовые эпидемии и высокая смертность как детей, так и сопровождавших их воспитателей и врачей. Точных данных о том, сколько детей погибло в ходе эвакуации, нет. По утверждению Семашко, во время эвакуации «переболело» 554 ребенка и умерло 185 [XV лет работы по улучшению жизни детей…, С. 11]. Аналогичные данные приводятся и в отчете Эвакбюро об итогах эвакуации на 25 декабря 1921 г. [ГАРФ. Ф. Р-5207. Оп. 1. Д. 102, л. 13об.]. Видимо, именно на этот отчет и опирался Семашко при подготовке своего праздничного отчетного доклада в связи с 15-летием работы Деткомиссии ВЦИК. Однако Семашко не учел некоторые немаловажные факты, которые в корне меняют ситуацию. В частности, указанный отчет относится лишь к начальному периоду эвакуации. Немаловажно также и то, что из 92 санпоездов, задействованных в эвакуации голодающих детей, сведения о заболеваемостии смертности подали только 25, т.е. менее трети всех санпоездов. О детях в остальных 67 санпоездах ничего не известно, как не известно ничего и о трех тысячах детей, эвакуированных по водным путям, а также о тысячах детей, перевезенных в товарных поездах без всякого медицинского контроля и без какого-либо учета.»

Смирнова Т.М. Дети страны Советов… С. 163-164

«Под кострицей могли подразумевать как траву (кострица луговая и кострица тростниковая), так и древесинные части стебля, которые отпадают при обработке льна и других прядильных растений. Обычно кострица употребляется на топливо, для производства строительных материалов, в бумажном производстве (так как почти на 60% состоит из целлюлозы). В годы голода кострицу нередко добавляли в суррогатный хлеб»

Евсеева Т.И. Детство строгого режима… С. 61 (текст сноски 19)

«Жмых — остатки семян масличных растений (льна, подсолнечника) после ыжимания из них масла прессованием. Под кострицей могли подразумевать как траву (кострица луговая и кострица тростниковая), так и древесинные части стебля, которые отпадают при обработке (мятье и трепании) льна и др. прядильных растений. Обычно кострица употребляется на топливо, для производства строительных материалов, в бумажном производстве (т.к. почти на 60% состоит из целлюлозы). В годы голода кострицу нередко добавляли в суррогатный хлеб.»

Смирнова Т.М. Дети страны Советов… С. 148 ( текст сноски 25)

«Интерес к данной теме обусловлен не только научной актуальностью проблемы, но и личной заинтересованностью автора как матери, желанием проанализировать советский опыт в сфере охраны и защиты детства, чтобы понять истоки современных наиболее острых проблем в этой сфере, выявить положительные и негативные составляющие этого опыта, отделить перспективные пути решения современных проблем детства от опасных и тупиковых.»

Евсеева Т.И. Институт детства в эпоху перемен 1920-х гг…. С. 127-128

«Интерес к данной теме обусловлен не только научной актуальностью проблемы, но и личной заинтересованностью автора как матери, желанием проанализировать советский опыт в сфере охраны и защиты детства, чтобы понять истоки современных наиболее острых проблем в этой сфере, выявить положительные и негативные составляющие этого опыта, отделить перспективные пути решения современных проблем детства от опасных и тупиковых. Этим вопросам посвящена вторая глава»

Смирнова Т.М. Дети страны Советов… С. 32

Эту таблицу «текстов-клонов» можно продолжать довольно долго. Два года Т.И. Евсеева переписывала работы главного научного сотрудника Института российской истории, выдавала ее исследования за свои, выступала с чужими текстами на научных конференциях. Она так вжилась в роль, что, кажется, искренне поверила, что пишет сама, иначе как объяснить, что помимо научной составляющей она позаимствовала из работ Смирновой и эмоциональные высказывания, касающиеся материнских чувств самой Татьяны Михайловны.

Деятельность подобных «исследователей» наносит большой урон исторической науке, авторитету конкретных исследователей, научных учреждений и вузов, а также авторитету ученого-исследователя как такового. Центр социальной истории России ИРИ РАН выражает надежду, что руководство Тульского государственного педагогического университета, магистратуру которого в этом году заканчивает Т.И. Евсеева, не оставит публикуемый материал без внимания и примет соответствующие меры.

 

Центр социальной истории Института российской истории РАН